О ГАРМОНИИ Аудиозаписи ФИЛЬМ Анонс
концертов
Летопись
концертов
Новости
студии
Конкурсы,
гастроли
Педагоги

Статья, посвящённая 35-летнему Юбилею студии

Ссылки на видеозаписи студии

 

«Гармония» и Филармония

Образцовый коллектив, лауреат международных конкурсов и фестивалей хоровая студия «Гармония», как и любой творческий коллектив, стремится вести обширную концертную деятельность. Студия «Гармония» всегда много концертировала в Петербурге, гастролировала по России и СНГ, а с 2003 г. и по странам Европы. Однако особенно тёплые отношения и чувства связывают коллектив с Малым залом им. М. И, Глинки Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича. Об этих отношениях и хотелось бы рассказать.

 

...Малый зал Филармонии... Столь всем знакомый и любимый как слушателями, так и музыкантами. И, вот ведь, есть рядом помпезная Капелла или роскошный Большой зал Филармонии, но именно Малый – самый уютный и с самой лучшей акустикой в Петербурге – это подтвердит любой музыкант. К тому же, он имеет какую-то особую ауру, обладает какой-то особой атмосферой. Построенный ещё в 1832 г., он помнит Пушкина и Рылеева, Жуковского и Лермонтова. На этой сцене выступали Лист и Вагнер. Именно здесь разворачивались перипетии лермонтовского «Маскарада»...

В этом зале уже много десятилетий каждый вечер проходят концерты фортепианной, вокальной, симфонической музыки и дневные концерты для юных слушателей. Сюда вместе с многими другими детьми в начале 80-х гг. пришёл и я, тогда учащийся девятой музыкальной школы, что у Нарвских ворот. Привела меня учительница по фортепиано (ныне покойная) Г. М. Медведева. Она была ученицей блестящей пианистки Тамары Фидлер, которая блистала тогда в дуэте со скрипачом Владимиром Овчареком. Это и были мои первые впечатления от Малого зала. Запомнилось также и то, что моя учительница, находясь на сцене, только лишь переворачивала страницы своему великому педагогу. Я тогда подумал: каким же мастером надо быть, чтобы удостоиться чести играть на такой сцене? Чуть позже я увидел в этом зале великого Святослава Рихтера (это был один из последних его концертов).

И вот незаметно промелькнули три курса музыкального училища (ныне колледжа) им. М. П. Мусоргского, и, перейдя на последний четвёртый курс, в 1988 г. я пришёл на работу в тогда ещё Дворец пионеров и школьников Кировского района в хоровой коллектив, руководит которым с момента основания Светлана Энглина. Многое, очень многое понравилось мне там намного больше, чем в моей музыкальной школе: более непринужденная, доброжелательная атмосфера, общение с учениками, что называется, «на равных», а главное – гораздо более высокий исполнительский уровень и интересный репертуар, нежели в хорах престижных ДМШ. И дальше мы начали работать и расти вместе. Остались позади мои консерваторские годы, годы аспирантуры и защита кандидатской диссертации, в моей карьере появилась работа лектора-музыковеда, но Образцовый детский коллектив хоровая студия «Гармония» (это звание нам присвоили в 1990 г.) стал и является по сей день моей творческой лабораторией.

Ещё в начале 90-х гг. студия «Гармония» много концертировала в самых разных и престижных залах Петербурга, таких как Большой и Камерный залы Капеллы, концертный зал Дома Композиторов, Дворец Белосельских-Белозерских и др. Однако Филармония пока оставалась лишь мечтой. И вот, весной 1995 г. в Малом зале Филармонии проходил авторский вечер петербургского композитора, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Юрия Корнакова. А, надо сказать (в этой статье открываются многие тайны), что руководитель студии, заслуженный работник культуры РФ Светлана Энглина в своё время была одной из любимых учениц композитора. Какова же была радость коллектива и его руководителей, когда композитор Ю. Корнаков пригласил их принять участие в его творческом вечере на сцене Филармонии! Это и стало началом теперь уже почти пятнадцатилетнего сотрудничества коллектива с залом. А тогда, в 95-м, после успешного выступления, состоялось знакомство и почти сразу – непринуждённый диалог с администрацией зала. Первая достигнутая договорённость – грядущий в ноябре того же 1995 года 15-летний Юбилей студии, который был отмечен в Малом зале. Впервые коллектив вышел на такую сцену с сольным концертом, а прославленный зал впервые аплодировал детско-юношескому коллективу, который представил сольную программу в двух отделениях. Кстати, «Гармония» по сию пору остаётся единственным детским коллективом, выступающим с сольными концертами в Филармонии. Эти концерты стали доброй ежегодной традицией. Именно на таких концертах выпускники получают дипломы об окончании студии (это – ещё одна добрая традиция).

Другая страница в истории сотрудничества «Гармонии» и Филармонии – абонементные концерты с лекторами-музыковедами Эллой Фрадкиной, Еленой Поповой и мною – Александром Галицким. В таких концертах коллектив, наряду с взрослыми профессиональными исполнителями, становится иллюстратором в процессе знакомства публики с жизнью и творчеством того или иного композитора.

Малый зал Филармонии для студии «Гармония» – это особая ответственность, особое волнение, особая радость. Накануне очередного выступления в этом зале обычно проходит вечерняя репетиция коллектива. Время, конечно, позднее, но жизнь Зала расписана на два года вперёд. Усталость, волнение, что-то звучит не так, как хотелось, не так, как предполагалось, но до концерта остались часы... После репетиции все спешат успеть на метро – надо сесть на поезд в сторону далёких от центра Ленинского и Ветеранов. Но здесь, на Невском 30, – второй родной дом, такой же родной, как и Дворец на Ленинском. И этот зал, эти стены непременно помогут в день концерта. Студийцы это знают, как знают и их руководители: ведь уже полжизни студии прошли здесь, в Малом зале Филармонии.

 

Кандидат искусствоведения,
лектор-музыковед,
концертмейстер и педагог
хоровой студии «Гармония»
Александр Галицкий

О ГАРМОНИИ Аудиозаписи ФИЛЬМ Анонс
концертов
Летопись
концертов
Новости
студии
Конкурсы,
гастроли
Педагоги

Статья, посвящённая 35-летнему Юбилею студии

Ссылки на видеозаписи студии

Хостинг от uCoz